Гормоны химия 10 класс — Презентация; Гормоны; презентация к уроку по химии (10 класс) на тему

Автор: | 20.05.2021

Гормоны химия 10 класс

презентация «Гормоны»
презентация к уроку по химии (10 класс) на тему

Учебная презентация к уроку в 10 классе по теме «Гормоны»

Скачать:

Вложение Размер
gormony.ppt 1.04 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ГОРМОНЫ Презентация Поспеловой С.В., учителя химии ГБОУ СОШ №122 Центрального р-на СПб

Историческая справка Начало активному изучению эндокринных желез и гормонов было положено английским врачом Т. Аддисоном в 1855 году. Аддисон был первым, кто дал описание бронзовой болезни, признаком которой было специфическое окрашивание кожи, а причиной — дисфункция надпочечников.

Историческая справка Другим основоположником эндокринологии является французский медик К. Бернар. Он изучал процессы внутренней секреции и соответствующие железы организма — органы, секретирующие в кровь те или иные вещества.

Историческая справка Впоследствии свой вклад в данную отрасль науки внес еще один французский врач — Ш. Броун-Секар, увязавший развитие определенных заболеваний с недостаточностью функции желез внутренней секреции и показавший, что при терапии указанных болезней могут быть успешно использованы экстракты соответствующих желез.

Историческая справка Собственно термин «гормон» был впервые использован в работах английских физиологов У. Бейлисса и Э. Старлинга в 1905 году. Исследователи ввели его в ходе изучения гормона секретина, открытого ими же тремя годами ранее.

Гормоны На данный момент науке известно более 100 вырабатываемых железами внутренней секреции веществ, для которых характерна гормональная активность и которые регулируют обменные процессы. Слово «гормон» происходит из греческого языка и означает «возбуждать», «приводить в движение».

Гормоны Гормоны – это органические вещества, которые образуются в тканях одного типа (эндокринные железы, или железы внутренней секреции), поступают в кровь, переносятся по кровяному руслу в ткани другого типа (ткани-мишени), где оказывают своё биологическое действие (т. е. регулируют обмен веществ, поведение и физиологические функции организма, а также рост, деление и дифференцировку клеток).

Свойство гармонов Высокая биологическая активность . Концентрация гормонов в крови очень мала, но их действие сильно выражено, поэтому даже небольшое увеличение или уменьшение уровня гормона в крови вызывает различные, часто значительные, отклонения в обмене веществ и функционировании органов и может привести к патологии. Короткое время жизни , обычно от нескольких минут до получаса, после чего гормон инактивируется или разрушается. Но с разрушением гормона его действие не прекращается, а может продолжаться в течение часов и даже суток.

Свойства гормонов Дистантность действия. Гормоны вырабатываются в одних органах (эндокринных железах), а действуют в других (тканях- мишенях). Высокая специфичность действия . Гормон оказывает своё действие только после связывания с рецептором. Рецептор – это сложный белок-гликопротеин, состоящий из белковой и углеводной частей. Гормон связывается именно с углеводной частью рецептора.

Типы биологического действия гормонов Метаболическое – действие гормона на организм проявляется регуляцией обмена веществ (например, инсулин, глюкокортикоиды, глюкагон). Морфогенетическое – гормон действует на рост, деление и дифференцировку клеток в онтогенезе (например, соматотропный гормон, половые гормоны, тироксин). Кинетическое или пусковое – гормоны способны запускать функции (например, пролактин – лактацию, половые гормоны – функцию половых желёз).

Типы биологического действия гормонов Корригирующее . Гормонам принадлежит важнейшая роль в адаптации человека к различным факторам внешней среды. Гормоны изменяют обмен веществ, поведение и функции органов так, чтобы приспособить организм к изменившимся условиям существования, т.е. осуществляют метаболическую, поведенческую и функциональную адаптацию, тем самым поддерживают постоянство внутренней среды организма.

Классификация гормонов По химической природе: пептидные (белковые) – гормоны гипоталамуса, гипофиза, инсулин, глюкагон, гормоны паращитовидных желез; производные аминокислот – адреналин, тироксин; стероидные – глюкокортикоиды, минералокортикоиды, мужские и женские половые гормоны; эйкозаноиды – гормоноподобные вещества, которые оказывают местное действие; они являются производными арахидоновой кислоты (полиненасыщенная жирная кислота).

Классификация гормонов По действию на биохимические процессы и функции : гормоны, регулирующие обмен веществ (инсулин, глюкагон, адреналин, кортизол); гормоны, регулирующие обмен кальция и фосфора (паратиреоидный гормон, кальцитонин, кальцитриол); гормоны, регулирующие водно-солевой обмен (альдостерон, вазопрессин); гормоны, регулирующие репродуктивную функцию (женские и мужские половые гормоны);

Классификация гормонов гормоны, регулирующие функции эндокринных желёз (адренокортикотропный гормон, тиреотропный гормон, лютеинизирующий гормон, фолликулостимулирующий гормон, соматотропный гормон); гормоны стресса (адреналин, глюкокортикоиды и др.); гормоны, влияющие на ВНД (память, внимание, мышление, поведение, настроение); глюкокортикоиды, паратиреоидный гормон, тироксин, адренокортикотропный гормон).

Белковые гормоны Йоти Амгэ из индийского города Нагпур является самой маленькой девочкой в мире, согласно Индийской книге рекордов. 15-летняя школьница имеет рост всего 58 см и весит 5 кг. Амгэ страдает формой карликовости под названием ахондроплазия

Соматотропин – гормон роста Самый высокий рост зарегистрирован у Роберта Ладлоу – 2 м 72 см. Этот человек родился в 1918 г. и прожил всего 22 года.

Инсулин Один из важнейших белковых гормонов. Инсулин вырабатывается в особых образованиях в тканях поджелудочной железы – в островках Лангерганса, что доказали работы русского физиолога Л.В.Соболева

Инсулин Свое название гормон получил от латинского слова insula – остров. Инсулин – единственный гормон, снижающий концентрацию глюкозы в крови. Такой эффект гормона обусловлен следующими механизмами: инсулин увеличивает проницаемость мембран для транспорта глюкозы из крови в клетки; инсулин активирует использование глюкозы по пути гликолиза (окислительный распад глюкозы) и на синтез гликогена; инсулин тормозит распад гликогена (гликогенолиз) и глюконеогенез (процесс образования глюкозы из аминокислот).

Инсулин Инсулин является универсальным анаболическим гормоном. Он усиливает процессы синтеза нуклеиновых кислот, белка, жиров, гликогена и тормозит их распад. Кроме того, анаболическое действие инсулина проявляется в том, что он активирует процессы, дающие энергию для синтезов (гликолиз, цикл трикарбоновых кислот). Недостаток продуцирования инсулина проявляется в повышенном содержании сахара в крови – заболевании сахарным диабетом

Сахарный диабет Первые упоминания о сахарном диабете историки медицины находят еще в трудах врачей I века. Один из главнейших симптомов диабета – выделение большого количества сахара с мочой, обезвоживание организма. Ткани утрачивают способность усваивать сахар, начинают расходовать жиры и белки, наступает потеря веса. При этом окисление жиров сопровождается образованием токсичных продуктов. Истощение и интоксикация организма приводят, в конечном счете, к гибели.

Инсулин В 1953 году англичанин Ф.Сэнджер был удостоен Нобелевской премии за то, что установил последовательность чередования аминокислот в инсулине.

Инсулин Первичная структура инсулина, т.е. последовательность аминокислот в полипептидных цепях, у разных биологических видов несколько различается. Наиболее близким к человеческому является инсулин свиньи, который различается с ним всего одним аминокислотным остатком в 30-м положении. Бычий инсулин отличается от человеческого тремя аминокислотными остатками.

Аминокислотные гормоны Адреналин вырабатывается корой надпочечников. Адреналин относится к адаптационным гормонам. Без них невозможно приспособиться к холоду, разреженному воздуху в горах, резким физическим нагрузкам. Адреналин участвует в реализации реакций типа «бей и беги»: его секреция резко повышается при стрессовых ситуациях.

Адреналин Вследствие дисфункции надпочечников или при нарушении обмена веществ и избытке некоторых ферментов у человека возникает адреналиновая зависимость. Те, кто страдает адреналиновой зависимостью, испытывают жгучую потребность совершать рискованные поступки. После каждого «приключения» они чувствуют себя лучше, а если лишаются риска, то секреция адреналина подавляется, им становится не по себе.

Стероидные гормоны Первый женский половой гормон – эстрон – был выделен в 1929 г. Еще более сильнодействующим является другой гормон – эстрадиол . Мужские половые гормоны были впервые выделены в индивидуальном состоянии в 1931 г. – это были андростерон и его в 10 раз более активный аналог – тестестерон .

Анаболитические стероиды На основе мужских половых гормонов синтезированы аналоги этих соединений – анаболические стероиды . Первоначально анаболические стероиды широко применяли для откорма скота. Однако анаболические стероиды очень плохо метаболизируют в организме животного и не разрушаются при термической обработке пищи. Попадая с мясом в организм человека, анаболические стероиды вызывали тяжелые поражения печени, в том числе опухоли, поскольку продукты превращения этих соединений являются канцерогенами.

Половые гормоны Половые гормоны обуславливают всю «непохожесть» мужчин и женщин: внешность, различные пропорции тела, физическую выносливость, тембр голоса, манеры поведения, жизненные приоритеты. В организме любого человека присутствуют как мужские, так и женские гормоны, но их соотношение сильно различается.

Половые гормоны Если искусственно прекратить выработку половых гормонов или вводить в организм характерные для противоположного пола гормоны, то поведение человека, проявление половых признаков, даже внешность начинают существенно меняться.

§ 20. Витамины, гормоны, лекарства

У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 г., «Ошибка господа бога», в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то что у них имеется достаточный запас пищи.

— Цинга, — негромко сказал он Малышу, и больной кивком подтвердил диагноз.

— Еды хватает? — спросил Малыш.

В этом маленьком отрывке из рассказа ясно показана причина заболевания — отсутствие в консервированных продуктах веществ, известных сейчас даже малым детям, — витаминов. А вот Джек Лондон этот термин использовать не мог, и это совершенно понятно, поскольку только в следующем, 1912 г. была опубликована статья польского ученого Казимира Функа, в которой впервые было введено это понятие. Оно произошло от латинского слова vita — «жизнь», т. е. «амин жизни», хотя большинство витаминов к аминам не относится.

Мы с гордостью должны констатировать, что основоположником учения о витаминах является наш соотечественник врач Н. И. Лунин, который еще в 1880 г. защитил диссертацию в Юрьевском (Тартуском) университете. В диссертации и последующих статьях Н. И. Лунин показал, что мыши быстро гибнут, если их кормить пищей, составленной из казеина, молочного жира, сахарозы и дистиллированной воды, однако продолжают здравствовать, если добавлять в рацион натуральное молоко. Из этого наблюдения ученый сделал вывод, что в молоке содержатся еще какие-то другие вещества, необходимые для жизни, — витамины, как мы их сейчас называем.

Витамины — это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах.

В настоящее время известно свыше тридцати соединений, относящихся к этой группе биологически активных веществ.

Полное отсутствие в организме какого-либо витамина служит причиной авитаминоза — тяжелого заболевания организма. Названия болезней, вызванных авитаминозами, пугают: цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери-бери.

Чаще встречаются случаи частичной недостаточности витамина — гиповитаминозы, которые проявляются легким недомоганием, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, повышенной раздражимостью, снижением сопротивляемости организма к инфекциям.

Снабжение организма витаминами приобретает особое значение в конце зимы и весной, когда организм истощает свои ресурсы витаминов и значительно снижена «витаминная кладовая» продуктов питания.

Причинами гиповитаминозов могут быть:

  • однообразное и, как правило, неполноценное питание;
  • ограниченное питание в период религиозных постов;
  • повышенная потребность в витаминах в период беременности и кормления, роста организма и т. д.;
  • различные заболевания, разрушающие всасывание или усвоение витаминов, и др.

Помимо авитаминоза вредна другая крайность — избыток витаминов. При избыточном их потреблении развивается отравление (интоксикация) организма, получившее название гипервитаминоза. Оно очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас культуризмом — бодибилдингом и нередко неумеренно потребляют пищевые добавки и витамины.

Витамины обычно поступают в организм с пищей (рис. 82).

Рис. 82.
Витамины в продуктах питания

Так как химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А, В, С, D и т. д.), что сохранилось до настоящего времени.

В качестве единицы измерения витаминов пользуются мг, мкг или мг% (миллиграммы витамина на 100 г продукта). Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пище основных компонентов питания. Сведения о потребности взрослого человека в витаминах приведены в таблице 8.

Таблица 8
Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции


Гормоны

У людей, знакомых с биологией, функция гормонов в живых организмах ассоциируется с ролью дирижера-виртуоза в большом симфоническом оркестре. Дирижер координирует работу оркестровых групп, всего большого коллектива музыкантов, каждый из которых хорошо знает свою партию, мастерски владеет инструментом. Однако очевидно, что без дирижера исполнение музыкального произведения очень быстро превратится в бессмысленное чередование звуков, а гениальная музыка — в ужасную какофонию.

Любой живой организм — сложнейшая и уникальная система органов и тканей, каждая из которых выполняет свою неотъемлемую и специфическую функцию. Как же осуществляется координация и согласование работы всех органов и систем живого организма? Что выполняет роль того самого дирижера, который подчиняет единой цели и синхронизирует ювелирную биологическую работу каждого органа и их систем? Эту важнейшую функцию и выполняют вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции (или эндокринными), они называются гормонами (от греч. hormao — приводить в движение, побуждать).

Гормоны — это биологически активные органические вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и регулируют деятельность органов и тканей живого организма.

Как вы уже знаете из курса анатомии и физиологии, жизнедеятельность любого организма регулируется с помощью двух систем — нервной и гуморальной.

Гуморальная регуляция (от лат. humor — жидкость) — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности организма, который осуществляется через его жидкие среды (прежде всего кровь) с помощью химических веществ (в первую очередь гормонов).

В крови высших животных и человека циркулирует около 50 гормонов.

Понятно, что, выполняя многочисленные и разнообразные функции, гормоны обладают соответствующим набором характерных свойств, среди которых важнейшими являются:

  • чрезвычайно высокая физиологическая активность — очень малые количества гормонов вызывают весьма значительные изменения в работе органов и тканей; например, 1 г экдизона может вызвать линьку у 2•10 8 особей насекомых;
  • дистанционное действие — способность регулировать работу органов, удаленных от железы, вырабатывающей гормон; это становится возможным, потому что гормоны доставляются к этим органам через кровь;
  • быстрое разрушение в тканях, так как, оказывая очень сильное влияние на работу органов и тканей, гормоны не должны накапливаться в них;
  • непрерывное продуцирование (секреция) соответствующей железой вызвано необходимостью постоянного регулирования, более или менее сильного воздействия на работу соответствующего органа в каждый момент времени.

Из анализа характерных свойств гормонов, как мощного средства гуморальной регуляции, ясно, что их образование эндокринными железами должно в каждый момент времени точно соответствовать состоянию организма. Обеспечение этого соответствия осуществляется по принципу обратной связи, не только гормон влияет на контролируемую систему органов и процессы в ней, но и состояние самой системы определяет производительность соответствующей железы, скорость образования и количество вырабатываемого гормона. Например, снижение концентрации глюкозы в крови тормозит секрецию инсулина (гормона, вызывающего уменьшение содержания глюкозы) и ускоряет секрецию глюкагона (гормона, стимулирующего рост концентрации глюкозы в крови). Таким образом, благодаря принципу обратной связи именно гормоны обеспечивают гомеостаз — постоянство состава внутренней среды организма, контроль и регулирование содержания воды, углеводов, электролитов в ней.

Лекарства

Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов (XVII в, до н. э.) описываются лекарственные средства растительного происхождения, некоторые из которых (например, касторовое масло) используются и в наши дни.

Великий древнегреческий врач Гиппократ (460—377 до н, э.) искал причины болезней уже не в злых духах, а в окружающей среде, климате, образе жизни и питания. Именно он «приземлил» медицину, призывая лечить не болезнь, а больного. Он создал учение о четырех жизненных жидкостях — крови, слизи, черной и желтой желчи, преобладание одной из которых в организме и определяет темперамент человека. Так, сангвиник (от лат. sanguinis — кровь) — человек общительный, быстрый, легко меняющийся, подвижный, «текучий», с богатой мимикой и жестами; флегматик (от лат. phlegma — слизь) — медлительный, «вязкий», невозмутимый, спокойный, не проявляющий чувств; холерик (от лат. chole — желчь) — неуравновешенный, вспыльчивый, несдержанный; меланхолик (от лат. melanos — черные, сгоревшие и chole — желчь) — сдержанный и медлительный, быстро утомляющийся и ранимый, замкнутый в себе.

Кроме профилактических мер, причин болезней и их диагностики, Гиппократ описал более двухсот лекарственных растений и способов их употребления. Недаром его называют отцом медицины.

Кроме Гиппократа, огромное влияние на развитие медицины оказал римский врач Клавдий Гален (129—201), положивший основу «аптекарской науке» — фармакологии. Он широко применял различные извлечения (вытяжки) из лекарственных растений, настаивая их на воде, вине или уксусе. Спиртовые вытяжки — экстракты и настойки находят широкое применение и в современной медицине. До сих пор фармацевты называют их «галеновыми препаратами».

Большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения и способов их приготовления описано в сочинениях великого среднеазиатского медика эпохи Средневековья Абу Али Ибн Сины — Авиценны (980—1037). Многие из этих средств: камфора, препараты белены, ревеня и др. — с успехом используются до сих пор.

Труды Авиценны заложили основу возникновения иатрохимии (от греч. iatros — врач) — врачебной, медицинской химии, основоположником которой является швейцарский естествоиспытатель Теофраст Парацельс (1493—1541), удивительным образом сочетавший в себе талантливого врача и алхимика.

Всецело полагаясь на свои знания химии, Парацельс отказался от классических взглядов на медицину Галена и Авиценны, Он считал, что в основе жизни лежат химические процессы, а заболевания — это результат нарушения их протекания в организме, который Парацельс сравнивал с большой ретортой. Считая организм химическим «реактором», он начал использовать для лечения болезней минеральные воды и многочисленные химические препараты: соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца, ртути и других элементов.

Парацельс заложил основы медицинской химии, открыл новое направление в науке. Актуально до сих пор утверждение Парацельса об огромной важности количества применяемого препарата: «Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством».

А что у нас, в России? Из древних рукописей известно, что в 1547 г. царь Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера для изготовления квасцов», применявшихся для лечения огнестрельных ран, различных болезней и опухолей. При царе Михаиле Федоровиче (1613—1645) врачебный персонал царского двора составляли 7 докторов, 13 лекарей, 4 аптекаря и 3 алхимиста. Доктора и лекари определяли болезнь и способ ее лечения, аптекари продавали простые лекарства и по указанию лекарей изготовляли сложные. Алхимисты готовили обычные лекарства в химической лаборатории по указанию аптекарей, принимали участие в «надкушивании» — своеобразной экспертизе и проверке новых лекарств. Через 100 лет название «алхимист» заменили на «химик».

К XIX в. значительно усовершенствовались методы получения, очистки и анализа химических веществ. Все новыми фактами подтверждались идеи Парацельса о химической природе биологических процессов. Так, Гэмфри Дэви, изучая оксид азота (I) N2O, обнаружил, что вдыхание небольших количеств этого газообразного вещества вызывает опьянение, беспричинное веселье и судорожный смех, вдыхание больших количеств (вспомните идеи Парацельса о важности дозы!) снимает зубную боль. Еще большие количества оксида азота (I) вводят человека в состояние наркоза — полной потери чувствительности и сознания. Открытие Г. Дэви анестезирующих, т. е. обезболивающих, свойств этого вещества позволило применить его в хирургической практике. Химики же до сих пор называют оксид азота (I) «веселящим газом».

Развитие идей Галена и поиск «действующих начал» — активных компонентов лекарственных растений, отвечающих за их целебные свойства, — увенчались успехом. В начале XIX в. были открыты первые алкалоиды — биологически активные азотсодержащие органические соединения растительного происхождения. Например, к ним относят эффективное средство для борьбы с малярией — алкалоид хинин, полученный из коры хинного дерева.

Выделенные алкалоиды стали все шире применять в качестве лекарственных, в том числе обезболивающих средств. Работы химиков-органиков позволили установить строение алкалоидов и разработать способы их получения.

Были синтезированы и применены для врачебной практики хлороформ (трихлорметан) СНСl3, серный (диэтиловый) эфир С2Н5ОС2Н5, нитроглицерин (тринитрат глицерина), облегчающий страдания при «грудной жабе» — стенокардии, и салициловая (о-гидроксибензойная) кислота, обладающая противовоспалительным действием:

Во второй половине XIX в. в работах выдающегося французского ученого Луи Пастера (1822—1895) нашли блестящее подтверждение идеи Авиценны о «мельчайших животных», вызывающих и переносящих заболевания. В наши дни даже ребенку знакомы слова «бактерия», «микроб», «вирус».

Учитель химии и физики по образованию, Пастер существенно продвинул вперед науку — он, изучая симметрию молекул органических соединений (мы бы сказали, пространственную изомерию и стереохимию) и брожение, открыл анаэробные (не нуждающиеся в кислороде) бактерии и способ обеззараживания и сохранения пищевых продуктов, названный в его честь пастеризацией,, и разработал пути формирования иммунитета, создал необходимые для этого лекарственные средства — вакцины.

Французские врачи пренебрежительно относились к открытиям «какого-то химика Пастера», пока он на практике не доказал, что заражение неизлечимой в то время сибирской язвой и смерть от нее могут быть предотвращены с помощью созданной человеком вакцины. Триумфом лекарственных препаратов — вакцин и вакцинации как способа предупреждения заболеваний и их последствий стало спасение в марте 1885 г. мальчика, искусанного бешеной собакой. Других способов избежать смерти при заражении бешенством медицина не знает до сих пор. Вакцинация позволяет избежать кори, оспы, полиомиелита, других болезней и их осложнений. Однако, к сожалению, далеко не всегда организм способен самостоятельно справиться с заболеванием или инфекцией даже с помощью вакцин. Медицина нуждалась не только в средствах, мобилизующих защитные силы организма, но и в препаратах, способных самостоятельно справиться с болезнью.

В 1909 г. немецкий ученый Пауль Эрлих получил соединение мышьяка — сальварсан, первое эффективное средство против сифилиса. Работы Эрлиха заложили основы химиотерапии (хемотерапии, от греч. терапия — работа, уход, лечение) — лечения инфекционных, паразитарных и онкологических заболеваний лекарствами, подавляющими жизнедеятельность возбудителя болезни или опухолевых клеток. В отличие от фармакотерапии — лечения препаратами, влияющими на функции организма или симптомы болезней, химиотерапия является причинной терапией, т. е. воздействие направлено на причину, возбудителя болезни. Поэтому химиотерапевтические препараты характеризуются направленностью, специфичностью и избирательностью своего действия.

Идеи Эрлиха получили развитие в работах крупного химика-органика А. Е. Чичибабина (1871—1945) и английского бактериолога А. Флеминга (1881—1955).

А. Е. Чичибабин в годы Первой мировой войны, когда в госпиталях тысячи людей страдали от отсутствия или нехватки болеутоляющих, антисептических и противовоспалительных препаратов, разработал методы получения обезболивающих препаратов из отечественного сырья, создал в России технологии производства аспирина, фенацетина и салола.

Открытие А. Флемингом в 1928 г. пенициллина — группы антибиотиков грибка Penicillium стало триумфом учения об антибиозе — явлении антагонизма и смертельной борьбы микроорганизмов друг с другом: одни виды бактерий, грибков подавляют (в прямом смысле слова — травят!) жизнедеятельность других с помощью выделяемых микроорганизмами в окружающую среду специфических веществ — антибиотиков.

Антибиотики — мощное оружие. Попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, например микрофлору кишечника. Кроме того, болезнетворные микробы, в свою очередь, приобретают устойчивость к «знакомым» им антибиотикам, а они, активно помогая организму бороться с болезнью, позволяют ему «расслабиться», постепенно снижая уровень иммунитета, ослабляя его собственные защитные реакции.

Очевидно, что нельзя заниматься самолечением антибиотиками.

Вещества, влияющие на психику человека, вовсе не изобретение наших дней. Уже в древности жрецы готовили дурманящие ритуальные напитки из различных трав и грибов, некоторые из них используются шаманами и сейчас, например настойка мухомора, а рецепты других вошли в обиходную речь: вспомните характерное выражение «белены объелся». Издревле известны и опиум, и гашиш.

С незапамятных времен опий, а затем и морфин врачи использовали как обезболивающее, снотворное и успокаивающее средство, но с тех же пор было хорошо известно, что применять его надо с большой осмотрительностью. Морфин не только снимает боль, но и вызывает чувство особого наслаждения, приятные (поначалу) галлюцинации. У человека, несколько раз принимавшего морфин, возникает привыкание к нему, он уже не может обходиться без наркотика. Это привыкание носит двойственный характер: различают привыкание психологическое — тяга наркомана к ощущениям, вызываемым морфином, и физическое — следствие патологических изменений в организме наркомана, и прежде всего в нервной системе, при которых неполучение в срок очередной дозы наркотика ведет к мучительным страданиям. Постепенно организм адаптируется к наркотику, для достижения желаемого эффекта дозы приходится увеличивать. Недавно еще цветущий молодой человек превращается в беспомощную и страшную в своей жажде наркотика развалину.

В последнее время все чаще внедряют в сознание заблуждение, легенду о существовании «легких» наркотиков. Любой (!) наркотик формирует физиологическую и психическую зависимость от него. «Легкие» наркотики лишь более коварны, они медленнее и незаметнее (но также необратимо!) подчиняют себе сознание человека.

Урок химии на тему «Гормоны». 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: лекция, с практическими задачами

УМК Габриелян О.С. И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев химия 10 класс (углубленный уровень)

Образовательные задачи:

1. Актуализировать и обобщить знания о гормонах.

2. Познакомить с их классификацией и обозначением. Определить роль гормонов в гуморальной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины.

3. Познакомить учащихся с гормонами как биологически активными веществами, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. А также с их классификацией.

4. Рассказать краткие исторические сведения о возникновении и развитии гормонотерапии.

5. Осуществить межпредметные связи с биологией и историей. Совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний. -развивать интерес к предметам естественнонаучного цикла.

1. Формирование умения анализировать.

2. Развитие умения делать выводы.

3. Формирование умения выделять причинно-следственные связи.

1. Воспитание патриотического чувства к Родине.

2. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и поддержание здорового образа жизни.

3. Воспитание естественнонаучного мировоззрения.

Методы обучения: словесные (лекция с элементами беседы), словесно-наглядно-практический.

Оборудование: листы с изображением желез внутренний секреции, компьютер, презентация, лекарственные препараты на основе гормонов.

Подготовительный этап. Биологически активные вещества изучаются в конце 10 класса, поэтому класс делится равномерно на 4 группы по количеству параграфов, дается план основных вопросов, которые должны быть разобраны, назначается главный в группе, обязательным условием создание на каждый вопрос презентации. Урок изучения нового материала, но новые темы рассказывают сами учащиеся, оценивают они тоже себя сами, учащиеся могут по ходу объяснения задавать вопросы, уточнять, что не поняли, но в рамках данного параграфа. Роль учителя наблюдательная, выставление оценок, но они бывают хорошие, потому что все стараются. В конце урока предлагаются ситуативные задачи, разрешается пользоваться интернетом. Задачи предлагают или сами дети, но они подыгрывают друг другу, поэтому лучше их выдает учитель. Ребята “учителя” оценивают ответы одноклассников, также и вопросы, которые им задают. Получают оценки почти все.

1. Приветствие учителя.

2. Видео оркестра [1].

3. Ведущий “учитель” рассказывает, о чем сегодня узнают ученики. Раздает Приложение 1 (план урока), Приложение 2 (оценка “учителей” по вопросам).

Ведущий “учитель”. Главная особенность гормонов – способность производить мощное воздействие в ничтожно малых концентрациях. Общий вес желез внутренней секреции не превышает 100 г, а количество выделяемых ими гормонов измеряется десятитысячными долями миллиграмма, но эффект они оказывают колоссальный! Поскольку гормональная продукция напрямую зависит от состояния нервной системы, которая у нас с вами страдает от последствий психологического и социального стресса, во всем мире наблюдается рост эндокринных заболеваний. Заработать гормональный сбой – это не палец порезать! В какой бы железе не появились неполадки, из-за вызванных ими нарушений обмена веществ страдает весь организм. Проблемы возникают не только с самочувствием, но и с внешним видом. Поэтому мы сегодня говорим о гормонах!

а) Рассказ о биологическом значении гомонов. На столах .

б) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

в) Что такое гормоны, история их открытия.

г) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

д) Действие гормонов в организме, на что влияют.

е) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

ж) Номенклатура и классификация.

з) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

к) Основные гормоны человека.

л) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

м) Избыток и недостаток гормонов.

н) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

о) Заболевания, связанные с гормонами.

п) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

4. А теперь проверим как вы усвоили материал, предлагаем вам ситуативные задачи, можете пользоваться сотовыми телефонами, время на решение 4 мин. (Приложение 4, Приложение 5)

И.С. Тургенев “Живые мощи” “Я приблизился и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая: ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос”.

1. Признаки какого заболевания описаны в этом произведении?

2. С каким гормоном связано это заболевание?

3. Какими причинами вызвана эта болезнь?

4. Как часто встречается это заболевание?

Пациент 40 лет предъявляет жалобы на увеличение размеров кистей и стоп. С некоторых пор заметил изменения внешности: увеличение размеров нижней челюсти и костей носа.

1. Назовите данную болезнь?

2. Какое гормональное нарушение в организме привело к подобным изменениям?

3. Как возникает это заболевание?

4. Кто подвержен этому заболеванию?

Пациент 17 лет жалуется, что в определенное время, например, перед экзаменом у него дрожат руки, диарея, зуд на теле, тахикардия, он не может понять, что это и что ему делать?

1. Какой гормон в организме вызывает тахикардию в указанных и аналогичных ситуациях?

2. В какой эндокринной железе он вырабатывается?

3. Почему его называют гормоном активных действий?

4. Как избавиться от избыточности данного гормона?

Итог урока: рефлексия.

Напишите в 15 словах, что нового вы узнали на уроке, что понравилось, что нет!

План урока:

1. Биологическое действие гормонов.

2. Что такое гормоны, история их открытия.

3. Действие гормонов в организме, на что влияют.

4. Номенклатура и классификация.

5. Основные гормоны человека.

6. Избыток и недостаток гормонов.

7. Заболевания, связанные с гормонами.

Группа №

Теория Максимальное количество баллов Выставленный балл Ответы на дополнительные вопросы
Биологическое действие гормонов 5
Что такое гормоны, история их открытия 5
Действие гормонов в организме, на что влияют 5
Номенклатура и классификация 5
Основные гормоны человека 5
Избыток и недостаток гормонов 5
Заболевания, связанные с гормонами 5
Презентация 5
№ группы Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7
№1
№2
№3

Оценка группе “Ситуативная задача”

Фамилия ученика Оценка, выставленная экспертами “учителями” Оценка, выставленная учителем

Приложение 5

И.С. Тургенев “Живые мощи” “Я приблизился и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая: ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос”.

1. Признаки какого заболевания описаны в этом произведении?

2. С каким гормоном связано это заболевание?

3. Какими причинами вызвана эта болезнь?

4. Как часто встречается это заболевание?

Пациент 40 лет предъявляет жалобы на увеличение размеров кистей и стоп. С некоторых пор заметил изменения внешности: увеличение размеров нижней челюсти и костей носа.

1. Назовите данную болезнь?

2. Какое гормональное нарушение в организме привело к подобным изменениям?

3. Как возникает это заболевание?

4. Кто подвержен этому заболеванию?

Пациент 17 лет жалуется, что в определенное время, например, перед экзаменом у него дрожат руки, диарея, зуд на теле, тахикардия, он не может понять, что это и что ему делать?

1. Какой гормон в организме вызывает тахикардию в указанных и аналогичных ситуациях?

2. В какой эндокринной железе он вырабатывается?

3. Почему его называют гормоном активных действий?

4. Как избавиться от избыточности данного гормона?

Приложение 6 (ответы на задачи)

1. Болезнь Аддисона (бронзовая болезнь, хроническая недостаточность коры надпочечников).

2. Хроническая недостаточность коры надпочечников, возникающая при их двустороннем поражении, приводящем к уменьшению (или полному прекращению) секреции гормона минералокортикоидов. Болезнь Аддисона возникает при поражении более 90% ткани надпочечников.

3. В 80% случаев причина заболевания – аутоиммунный процесс, за ним по частоте следует туберкулёз. Как синдром хроническая недостаточность коры надпочечников присутствует при множестве наследуемых заболеваний.

4. Статистические данные. В США составляет приблизительно 4–6:100 000. При идиопатической аутоиммунной болезни Аддисона женщины страдают чаще мужчин.

1. Акромегалия – это заболевание, обусловленное избыточной выработкой гормона роста в течение длительного времени.

2. Клетки гипофиза, вырабатывающие гормон роста, по ряду определенных причин “ускользают” из-под регулирующего влияния гипоталамуса и начинают быстрее размножаться и активнее вырабатывать гормон роста. Продолжительный рост этих клеток приводит к формированию доброкачественной опухоли гипофиза (так называемой “аденомы гипофиза”), которая может в некоторых случаях достигать размеров до нескольких сантиметров, то есть быть больше нормальных размеров гипофиза. Неизмененные клетки гипофиза при этом могут сдавливаться или даже разрушаться.

3. Акромегалией болеют люди любого возраста, хотя наибольшее число пациентов заболевают в возрасте 30–50 лет. Заболевание одинаково часто встречается у мужчин и женщин. В подавляющем большинстве случаев заболевание не передается по наследству.

Задача 3.

1. Выброс в кровь адреналина.

2. Надпочечники – парный орган, железы внутренней секреции и они продуцируют гормоны. Из гормонов надпочечников первым был открыт адреналин. Это произошло в 1901 году. Вырабатывают его клетки мозгового вещества надпочечников.

3. Адреналин еще называют “аварийным гормоном” за его способность “запускать” остановившиеся по какой-либо причине органы и системы человека. Неслучайно именно этот гормон используют в противошоковой медицине при тяжелых травмах, остановках сердца и т.д.

4. Ведение здорового образа жизни является главным фактором. Повышенная физическая активность значительно уменьшает уровень адреналина – плавание, бег, игровые виды спорта, теннис и др. Все методы психологической разгрузки, особенно релаксация, самовнушение, йоготерапия оказывают большую помощь организму. Водные процедуры, такие как теплая ванна, контрастный душ, баня, массаж, как водный, так и различными приборами или массажистом – это также весьма эффективные методы снижения уровня адреналина. Любимое хобби, хорошая музыка, ароматерапия, просмотр интересной телепередачи – также снижают последствия стресса. Много любителей “заесть” стресс, но это опасный путь снижения адреналина, который входит в привычку и может быстро привести к ожирению.

В статье «Гормоны химия 10 класс» использованы материалы:

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2015/06/19/prezentatsiya-gormony

http://tepka.ru/himiya_10/20.html

http://urok.1sept.ru/articles/663543

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.